Происхождение товара – требования и порядок определения. Практика экспертизы сертификата и оспаривания решения таможенных органов

Главная | Блог про ВЭД | Происхождение товара – требования и порядок определения. Практика экспертизы сертификата и оспаривания решения таможенных органов

Согласно главе 4 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.

Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара

Декларация о происхождении товара – это не документ установленной формы в отличие от сертификата. Это коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

То есть большинство участников ВЭД подтверждают происхождение товаров даже не задумываясь об этом.

Конечно к декларации есть определенные требования, установленные правилами определения происхождения товара. И надо помнить, что в случае выявления признаков того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными, таможенный орган государства-члена вправе запросить сертификат о происхождении товара. Такой запрос должен быть обоснованным и должен содержать информацию, указывающую, какие сведения в декларации о происхождении товара могут быть недостоверными

В случае непредставления документов о происхождении товара, в том числе сертификата о происхождении товара, запрошенного таможенным органом государства-члена, происхождение товара считается неподтвержденным.

Если страна происхождения товара определяется с целью получения преференций – здесь однозначно потребуется сертификат установленной формы и об этом ниже.

Но даже если преференции не предусмотрены обратить внимание на происхождение товара следует если данный товар явно не производится (например, не произрастает) на территории страны продавца. Или произведен из материалов, происходящих из другой страны.

Когда это важно? Если товар, который вы покупает в одной стране произведен на территории другой страны, в отношении товаров которой действуют запреты и ограничения, то такой товар вы не сможете ввезти на территорию ЕАЭС или в выпуске такого товара будет отказано.

Что касается сертификата происхождения товара – требования к оформлению документа определены Правилами. Стоит отметить что категорически не допускается подчисток, помарок и не заверенных исправлений.  Сертификат заполняется на английском, французском или русском языках. Есть небольшое послабление к жесткой форме заполнения сертификата. А именно наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.

В практической деятельности участник ВЭД столкнулся со следующим не правомерным решением таможенных органов
В целях установления легитимности Сертификата таможенным органом назначена криминалистическая таможенная экспертиза, в результате которой таможенным экспертом указано на отсутствие возможности осуществления идентификации оттиска печати, содержащейся в графе 12 Сертификата, на предмет ее подлинности в связи с тем, что данная печать имеет не четкий оттиск.

Участник ВЭД подал жалобу в вышестоящий таможенный орган. Рассмотрев жалобу вышестоящий таможенный орган вынес решение в пользу участника ВЭД

Пунктом 1 статьи 4.30 Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны (заключено в г. Бурабай, 29 мая 2015 г.), предусмотрено, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата о происхождении товара и/или соответствия товаров, заявленных в сертификате о происхождении товара, критериям происхождения, установленным в статье 4.3 указанного Соглашения, а также при осуществлении простой выборочной проверки таможенные органы импортирующей Стороны могут обратиться в уполномоченный или верифицирующий орган экспортирующей Стороны с просьбой подтвердить достоверность сертификата о происхождении товара и/или соответствие товаров критериям происхождения, и/или предоставить, по запросу, документальные доказательства со стороны экспортера и/или производителя товаров.

Учитывая вышеуказанные положения, единственно возможным правовым последствием при возникновении у таможенного органа обоснованных сомнений в факте выдачи сертификата о происхождении товара является направление в уполномоченный или верифицирующий орган Социалистической Республики Вьетнам соответствующего запроса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.19 Соглашения если происхождение товара не вызывает сомнений, обнаружение незначительных расхождений между информацией, содержащейся в сертификате о происхождении товара, и информацией, содержащейся в документах, представленных таможенному органу импортирующей Стороны, не должно являться, само по себе, основанием для признания сертификата о происхождении товара недействительным, если сведения, указанные в нем, фактически соответствуют представленным товарам.

Следовательно, при наличии в Сертификате сведений о товарах, в совокупности позволяющих однозначно соотнести их с ввезенными по ДТ, нечеткость оттиска печати, проставленной в графе 12 Сертификата о происхождении товара, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в представлении тарифных преференций без проведения дополнительной проверки.

Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения