Китайский бизнес: Разрушая монополии

Главная | Новости | Китайский бизнес: Разрушая монополии
06 Августа 2008
Страна мегамонополий планирует принять антимонопольное законодательство

Это заняло времени больше, чем «Великий поход» и «Большой скачок» вместе взятые, но все-таки после 14 лет споров 1 августа в Китае принят всеобщий антимонопольный закон. Возможно, такой шаг будет иметь огромное значение: закон уже назван «экономической конституцией» Китая. Антимонопольный закон даст китайской экономике значительный толчок к переходу от централизованного планирования и государственной собственности к рыночной экономике, считает Лестер Росс из пекинского офиса юридической фирмы WilmerHale.

На первый взгляд, этот закон жизненно необходим: в энергетическом, телекоммуникационном, транспортном секторах, сталелитейной промышленности и во многих других отраслях экономики ощущается недостаток конкуренции, здесь доминирует горстка фирм, которые устанавливают цены не только для конечных потребителей, но и для других компаний. Согласно недавно обнародованной информации, даже в отраслях, состоящих из мелких предприятий - например, производство рисовой муки и лапши быстрого приготовления, - где конкуренция должна по определению быть сильной, имеет место фиксация цен и ценовой сговор, организованный торговыми группами, которые являются наследием контролируемой государством экономики.

В настоящее время конкуренция регулируется сводом нормативно-правовых актов от 2006 года, а также еще тремя законами: Законом о борьбе с недобросовестной конкуренцией, Законом о ценообразовании и Законом о защите прав и интересов потребителей. Все эти многочисленные правовые нормы находятся в ведении разных ветвей китайского бюрократического аппарата и вызывают всеобщее недовольство своей неэффективностью и нечеткостью. Новый закон о конкуренции отражает веру многих членов правительства Китая в то, что реструктуризация экономики, начавшаяся после смерти Мао, будет эффективно продолжаться, только если потребители получат выгоду от снижения цен и повышения качества, которые являются непременным следствием конкуренции.

Против этой точки зрения настроены более циничные протекционистские силы, которые, к сожалению, сильно повлияли на содержание нового закона. Многие крупные китайские монополии частично или полностью принадлежат государству. Одной из причин проволочек с принятием нового закона стал спор о том, должно ли действие нового закона распространяться на эти компании, которые составляют значительную часть экономики Китая. Компромисс был достигнут после внесения целого ряда поправок, а затем и частичного исключения государственных монополий из сферы его действия. Закон будет на них распространяется, но за исключением тех ситуаций, когда есть угроза экономической или национальной безопасности страны - то есть оставлена лазейка размером почти что с весь Китай.

Хуже то, что возникает подозрение, что закон нацелен прежде всего на борьбу с иностранными компаниями, а не с крупными местными монополиями. Последовав примеру Евросоюза, Китай начнет анализировать сделки о слияниях компаний независимо от того, где они находятся. Достаточно, чтобы они осуществляли свою деятельность на территории Китая или были связаны с компаниями, действующими на его территории. Регуляторы будут учитывать влияние таких сделок на «технологический прогресс» и «национальное экономическое развитие». Это как минимум означает, что крупные слияния должны будут получать одобрение китайских властей. На принятие решения им отводится срок минимум 30 дней, который они могут продлевать до 180 дней. Это, конечно, может порадовать международные юридические фирмы, но другие компании должны сокрушаться о том, что им придется нести дополнительные накладные расходы по сделкам слияния с компаниями, расположенными как в Пекине, так и в Брюсселе и Вашингтоне.

Кроме того, новый закон, вероятно, войдет в конфликт с правами на интеллектуальную собственность. Китайские производители во многих отраслях промышленности давно негодуют по поводу того, что они вынуждены снижать производственные издержки, чтобы поддерживать объемы продаж, и в то же время платить патентодержателям огромные суммы компенсаций за использование авторских прав (это имеет, например, место в производстве DVD-плееров). В таких областях, как разработка программного обеспечения и фармацевтика, где на рынке доминирует несколько зарубежных компаний, закон также может оказаться на стороне патентодержателя, поскольку в нем имеется расплывчатое определение понятия доминирования на рынке. Далее закон позволяет оспаривать ставки компенсационных выплат и ограничения в отношении предмета лицензирования. Нетрудно предугадать, как свободно можно будет его использовать для придания легитимности актам экспроприации.

Настораживает то, что до сих пор, а осталось всего несколько недель до вступления этого закона в силу, не объявлено, кто будет осуществлять надзор за его исполнением. Эта задержка - результат борьбы в недрах китайской бюрократической машины, поскольку конкурирующие структуры сражаются за столь ценный «приз». Имеется предположение, что эта работа будет разделена между тремя органами. «Победители» не только получат власть в рамках национальной бюрократии, но и смогут разрушить процветающие местные монополии, которые часто контролируются региональными политиками. Короче говоря, новый закон может изменить не только то, как ведется бизнес, но и то, как он регулируется на местном уровне

По материалам журнала The Economist

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK